Международный форум «Образование без границ: современные подходы и лучшие практики»

вернуться к списку

18-19 мая 2017 года на базе ДГТУ прошел первый день международного форума «Образование без границ: современные подходы и лучшие практики». Мероприятие проводится в рамках проектов LETSDO (Learning Europe Through Studying and Discovering Opportunities) и «Jean Monnet Chair on Best European Practices of Quality Assurance (JM4EQA)» программы Jean Monnet при поддержке Европейского союза. Организаторы форума – обладатели гранта ЕС, кафедры «Мировые языки и культуры» и «Педагогические измерения».

Еще до открытия форума в Конгресс-холле ДГТУ были представлены стендовые презентации Центров: ОНО Российско-итальянский Культурный Центр «Данте Алигьери», Международный языковой Центр «Language Link», Молодежное туристическое агентство Startravel, Методический и консультационный центр Pilot Elt, Корейский культурно-образовательный центр, Центр французского языка и культуры «Альянс Франсез», Языковой тренинговый центр "Goodwin", Центр немецкого языка и культуры ДГТУ.

В 11.00 началось пленарное заседание. С приветственным словом выступил проректор по международной деятельности ДГТУ С.В. Шведова, приглашенные из Москвы - директор ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» С. Н. Пономаренко, директор Института непрерывного педагогического образования РУДН А.Г. Ершов, проректор по международному сотрудничеству РГГУ В. И. Заботкина, проректор по межрегиональной и международной политике, а также участники форума – жители стран ЕС: Жан-Пьер Ренэ Ленотр, президент Ассоциации друзей французского языка Рамбуйе, журналист и Жоау Карлуш Мендонса-Жоау, лектор института португальского языка и культуры имени Луиса Камоэнса. Интерес и живой отклик аудитории вызвал доклад спикера В.И. Звонникова, генерального директора Ассоциации организаций развития управленческого образования, члена Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по содействию профессиональному и бизнес образованию, посвященный тенденциям и проблемам в развитии высшего профессионального образования». Актуальным для специалистов гуманитариев оказался доклад Густаво Санчеса Каналеса, профессора кафедры филологии и дидактики Мадридского автономного университета об использовании лингвистического контента и его интеграции в образовательный процесс. Оживленную дискуссию вызвал доклад представительницы Кипра Мельпо Лаковиду, руководителя отдела аудита качества школы бизнеса института Никосии о качестве дистанционного обучения. Животрепещущие проблемы были затронуты в докладе С. В. Ионовой, доктора филологических наук, профессора кафедры "Русского языка и документоведения" ВолгГУ «Молодежь и дискурсы нашего времени: актуальные проблемы и риски» и Ю.А. Смирнова, руководителя Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение», г. Москва «Обучаем поколение “Z” английскому языку».

В 14.30 стартовало заседание секций научно-практической конференция «Глобальное европейское пространство: проблемы интеграции сквозь призму межкультурной коммуникации»: Образование в течение всей жизни: лучшие европейские практики (модератор – к.филол.н, доцент кафедры «Мировые языки и культуры» ДГТУ, ключевой сотрудник проекта LETSDO Л. В. Савватеева),.Язык в глобальном европейском пространстве: традиции и инновации (модератор – д.филол.н, профессор кафедры «Мировые языки и культуры» Г.Г.Матвеева), Молодежь Европы и России: обзор актуальных проблем (модератор – ст.преп. кафедры «Мировые языки и культуры», ключевой сотрудник проекта LETSDO М.А. Кужелев), Глобальное пространство искусства (модератор – к.филол.н, доцент кафедры «Мировые языки и культуры» ,ключевой сотрудник проекта LETSDO Л.И. Горницкая). В ходе конференции было заслушано более 50 докладов и сообщений на русском, английском, испанском, французском и португальском языках.

В рамках секции «Образование в течение всей жизни: лучшие европейские практики» были рассмотрены вопросы роли испанского языка в сфере непрерывного науки и образования, освещенные в докладе Хуан Антонио Нуньеза Кортеса, проблемы профессиональной компетентности в России и европейских странах, рассмотренные С. Ю. Шаловой, феномен многоязычия как определяющий подход реформирования современного лингвистического образования, проанализированный Ю. А. Гузь. Также зав. кафедрой «Мировые языки и культуры» Е. В. Муругова поделилась опытом проекта LETSDO сквозь призму инновационных форматов взаимодействия в цепочке «Школа-вуз».

Наибольшее количество участников собрала секция «Язык в глобальном европейском пространстве: традиции и инновации». Европейские языки в их типологическом аспекте вызвали интнерес участников дискуссси, развернувшейся вокруг доклада А.Е. Павленко, «Шотландский язык с точки зрения классификации «малых» языков современной Европы». Живое функционирование языка, когнитивный его и прагматический аспект были затронуты в докладе М. Р. Желтухиной Лингвопрагматика волюнтативности в медиадискурсе: комическое и политика» Г.Г. Матвеевой - «Приемы лингвического диагностирования речевой личности», Н. Ф. Крюковой», «Когнитивная и герменевтическая ситуации понимания в рамках фикционального дискурса». Также было прослушано еще более 20 докладов и сообщений.

Современное состояние молодого поколения - будущего Европы и России – стало предметом рассмотрения секции «Молодежь Европы и России: обзор актуальных проблем». Секция привлекла исследовательский интерес спикера из Франции, гостя Форума Жан-Пьер Ренэ Ленотра. Актуальную проблему существования молодежи в глобальной паутине интернета рассмотрела Е.Ю. Оберемченко в докладе К вопросу об Интернет-коммуникации молодежи (на материале немецкого и французского языков»). К образу российского и европейского студента в представлении молодых россиян апеллировала в докладе О.И. Ефремова.

Искусство как интегрирующий фактор культур было проанализировано на секции «Глобальное пространство искусства». Искусство европейских стран представили гости из Португалии и Испании Жоау Карлуш Мендонса-Жоау – в докладе «Португальское искусство и португальские культурные лица в мире» и Густаво Санчес Каналес в докладе «CLIL for Teachers: From Theory to Practice» (2015). «Европейская литература». «Европейская интеграция как сюжетная парадигма кинематографа 20-21 веков» была проанализирована Л. И. Горницкой.

Также в 14.30 состоялся Информационно-образовательный семинар «Обеспечение качества обучения в условиях интеграции европейской и российской систем образования», где рассматривались вопросы участия России в международных сравнительных исследованиях качества образования: PISA, TALIS, PIAAC, TIMSS, PIRLS – в докладе Пономаренко Сергея Николаевича и проблемы подготовки педагогических кадров в России и за рубежом в докладе - Челышковой Марины Борисовны.

19 мая в 10.00 в рамках научно-практической конференции «Глобальное европейское пространство: проблемы интеграции сквозь призму межкультурной коммуникации» стартовали мастер-классы по изучению европейских языков, целевой аудиторией которых стали школьники и студенты. Ребята получили шанс приобщиться к французскому, немецкому, испанскому, португальскому, испанскому языкам. Также, помимо европейских языков, партнером кафедры «Мировые языки и культуры» - Корейским культурно-образовательный центром – был представлен корейский язык. Мастер-классы проводились носителями языков. Модератором мастер-класса по французскому языку стал Жан-Пьер Ренэ Ленотр - Президент Ассоциации друзей французского языка Рамбуйе; по испанскому языку - Сараи Бургос, преподаватель ДГТУ; по итальянскому языку - Донега Лоренцо, преподаватель ДГТУ; по португальскому - Жоау Карлуш Мендонса-Жоау, лектор института португальского языка и культуры имени Луиса Камоэнса, преподаватель португальского языка в МГИМО, МГУ; по немецкому - представители центра немецкого языка и культуры ДГТУ; по корейскому - Бек Ду Сон, лектор Корейского культурно-образовательного центра. На мастер-классах юные участники смогли познакомиться с культурой стран представляемого языка, выучить некоторые простые фразы, необходимые для повседневного общения, познакомиться с алфавитом, поиграть в интерактивные ролевые игры. Большинство участников изъявили желание продолжать в дальнейшем изучение европейских языков.

Одновременно с мастер-классами в 10.00 начался семинар «Обеспечение качества обучения в условиях интеграции европейской и российской систем образования». Целевой аудиторией его были преподаватели средних, средних специальных и высших учебных заведений. Модерировала семинар Н.Ф. Ефремова, заведующая кафедрой «Педагогические измерения». Докладчиками рассматривались вопросы практики оценивания результатов обучения, введения ФГОС в общеобразовательную практику, взаимодействия школы с Донским государственным техническим университетом.

В 14.30 для преподавателей был предложен также Информационно-образовательный семинар «Российское образование на международном образовательном рынке: представление образовательной деятельности университета в европейском формате». Оживленную дискуссию вызвал доклад С.В. Шведовой, проректора по международной деятельности ДГТУ, эксперта Европейской Комиссии по продвижению реформ высшего образования в контексте Болонского процесса, посвященный интернационализации образования и внедрению инструментов Болонского процесса в систему высшего образования РФ. Актуальную проблему диверсификации и оптимизация профессиональной мобильности в условиях глобальных изменений рынка труда и технологий подняла в своем докладе И.М. Маевская, руководитель службы международного образования, ДГТУ. Опытом образовательного взаимодействия поделилась заведующая кафедрой «Педагогические измерения» Н.Ф. Ефремова, рассказав о проекте Европейской Комиссии «Кафедра Jean Monnet» и реализация на базе ДГТУ модуля дисциплин «Лучшие европейские практики в обеспечении качества образования».

В 17.00 состоялось закрытие форума, где научными руководителями мероприятия – Е.В. Муруговой и Н.Ф. Ефремовой – были подведены итоги мероприятия. Была отмечена важность понимания специфики ассимиляции европейских образовательных практик в традиционную систему российского образования.

По итогам Форума будет выпущен сборник материалов. Присоединяйтесь к нам на наших последующих мероприятиях!

Мы благодарим МКУ информационно-аналитический Центр образования г. Ростова-на-Дону и Ассоциацию выпускников ДГТУ за сотрудничество.


вернуться к списку